Помните великого болгарского разведчика Аввакума Захова? (Если не помните, или, наоборот, помните,
книги есть тут; я читала №№ 1-5 и 7, любимый почему-то был № 4).
Так вот, автор (Андрей Гуляшки) описывает Аввакума таким образом (в "Последнем деле"):
"Худощавость придавала его лицу подчеркнуто городской, я бы сказал, даже аристократический вид; никто бы и не подумал, что в жилах его предков могла быть хоть капля крестьянской крови. Но руки его, с сильными кистями и длинными пальцами, с резко очерченными сухожилиями излучали первобытную силу и врожденную ловкость. Я всегда думал, что среди его предков непременно были строители мостов и домов типа, скажем, трявненских или копривштенских мастеров".
В "Последнем деле" Аввакум действительно уходит.
Вот как:
"Аввакум исчез. Их экспедиция достигла индийской границы, потом приблизилась к границе с Китаем. И там Аввакум вдруг исчез. Когда пришло время возвращаться, он не вернулся. Его ждали день, другой, третий… Целую неделю пробыли люди в тех пустынных и страшных местах. Искали его на вертолетах, подавали сигналы, стреляя из ружей, запускали ночью в небесную высь ракеты – от него ни слуху ни духу".
Я по этому описанию всегда хорошо представляла себе Аввакума Захова и думала, что у него должен бы быть какой-то реальный образец. Вот сейчас наткнулась я на историю знаменитого болгарского альпиниста Христо Проданова и подумала - не он ли был прототипом великого сыщика. Хотя "последнее дело" было ещё в 1976 году, а Христо Проданов не вернулся с Эвереста в 1984-м... Видимо, это такой тип.
А вот ещё один болгарский альпинист - Людмил Янов, который пытался спасти Проданова на Эвересте, но не смог (и сам погиб спустя четыре года). Тоже мог быть быть Заховым.